26, Июль 2017

Контракты на 400 млрд руб.: чем запомнится МАКС-2017

Авиакосмический салон в Жуковском, который был знаменит преимущественно как авиашоу, приобретает статус деловой площадки.

Открытый урок

Организаторы XIII Международного авиационно-космического салона заранее уверяли, что онбудет более насыщенным, чем авиакосмический салон двухлетней давности. «Ожидаем повышенного количества участников, экспонентов изрителей»,— говорил винтервью РБК генеральный директор ОАО«Авиасалон» Александр Левин.

Уже впервые два дня работы МАКС-2017 стало ясно, что это утверждение справедливо покрайней мере вотношении количества участвующих внем российских изарубежных компаний. В2015 году, согласно официальным данным, ихбыло около700, ав этом году более800, втом числе около 180— иностранных производителей из35 стран мира. Неошиблись организаторы ив прогнозах вотношении зрителей. Если два года назад ихбыло немногим более 400тыс., тов этом году, попредварительным данным, запять дней работы МАКС-2017 его посетили около полумиллиона человек.

НаМАКСе было немало студентов профильных вузов. Российский авиапром пару лет назад взял курс наомоложение отрасли, особенно вее инженерной части. 20июля одно измероприятия для молодежи проводил президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь. Организаторы авиакосмического салона, всвою очередь, 21июля объявили днем студента, иучащиеся вузов получили возможность посетить МАКС бесплатно. Почти укаждого стенда влюбой день авиасалона можно было встретить молодые лица, причем нетолько изРоссии. «Я сегодня отпросился сработы, специально пришел посмотреть на«Русских витязей», много слышал оних. Еле дождался начала полетов»,— говорит 26-летний венесуэлец Хорхе Чангаротти, аспирант РУДН, работающий экскурсоводом ипереводчиком вМоскве. Очевидный интерес вызвали экспозиция спортивного самолета для сборных команд и«МИГ-35», было видно, как растет очередь кмногоцелевому истребителю «Су-35С», где можно было пообщаться слетчиками.

Идея провести студенческий день признана плодотворной уже потому, что молодежь получила возможность пообщаться спотенциальными работодателями. «Нередко можно было видеть, как ктому или иному стенду подходил молодой человек иначинал представляться, давая понять освоем стремлении попасть вкомпанию. Здесь ивправду было изчего выбрать,— говорит заместитель гендиректора компании-устроителя «Авиасалон» Николай Занегин. «К нам завсе время работы настенде подошли, наверное, сотни молодых людей. Это будущие программисты, инженеры, ученые»,— говорит Ольга Максимова, помощник генерального директора «Экспериментальной мастерской НаукаСофт».— Думаю, некоторым изних мыв будущем предложим штатное место».

Встречи состудентами провели дочерние компанииОАК, предприятия госкорпорации «Ростех» инесколько вузов. Врамках экспозиции раздела «Вузовская наука иавиационно-техническое творчество молодежи» прошла ярмарка вакансий ведущих предприятий авиационно-промышленного иракетно-космического комплексов. Информацию овакансиях разместило 12работодателей, аучастие впрограмме приняли около 9тысяч студентов.

Брифинги MatchMaking

Врамках МАКС-2017 проведено около 150 конференций, круглых столов, брифингов, семинаров ипрезентаций. Открыл деловую программу второй Евразийский аэрокосмический конгресс, собравший около 680 делегатов.

Конгресс-центр непустовал ниминуты. «На мероприятиях наплощадке МАКС-2017 обсуждались магистральные направления развития аэрокосмического сектора, технические итехнологические новации, вызовы, стоящие перед индустрией,— сообщили РБК впресс-службе компании «Авиасалон».— Эксперты вобласти самолетостроения ибеспилотных летательных аппаратов представили свое видение перспектив развития рынка. Центральными темами для дискуссий стали перспективы цифровизации промышленности иперехода к«Производству4.0», вопросы развития кадрового потенциала».

Деловая программа включала всебя сразу несколько нововведений. ОАК ихолдинг «Вертолеты России» провели деловые брифинги, врамках которых отечественные авиапроизводители представили этим корпорациям свои бизнес-планы сприцелом надальнейшее сотрудничество. Эти конференции проходили втечение первых трех дней вразных местах, вчастности вконгресс-центре.

Что было совсем новым вделовой программе МАКСа, так это бизнес-встречи вформате MatchMaking, практикуемом наЗападе. Программу впроактивном режиме формировали специалисты контактного центра. Представитель любой компании, подавшей занесколько месяцев заявку научастие вэтих встречах, получал оторганизаторов список компаний, которые моглибы стать его контрагентами. Затем онвыбирал изпредложенного списка наиболее подходящих партнеров ивстречался сними врамках салона.

Бизнес-встречи вформате MatchMaking проходили вдвух местах: настоличном стенде «Сделано вМоскве» ив конгресс-центре. Маленькие столики состеклянными столешницами почти всегда были заняты, партнеры попереговорам сменяли друг друга. «За четыре дня мыс коллегами провели порядка 150 встреч, пообщались спотенциальными контрагентами. Треть контактов, полученных здесь, точно выстрелит. Формат очень удобен, это как первое свидание: мысмотрим напотенциального партнера, аон нанас, ирешаем, чем мыможем быть полезны друг другу»,— рассказал РБК+ Григорий Улькин, заместитель генерального директора поразвитию бизнеса компании «Сенсор», производителя оборудования иПО. «В этот раз наМАКСе мызаявили осебе вполный голос, надеемся наконтракты вбудущем»,— говорит Ольга Максимова.

Всего, поданным организаторов, врамках MatchMaking состоялось 1521 встреча, вкоторых приняли участие 1027 компаний. «Проведенное анкетирование участников переговоров позволило оценить масштаб сделок, которые заключались либо обсуждались наполях МАКС-2017. Деловой потенциал салона оценивается более чем в600 млрдруб., включая подписанные твердые контракты исоглашения онамерениях напоставку отечественной авиатехники российским изарубежным эксплуатантам илизингодателям насумму 394 млрдруб., соглашения имеморандумы осотрудничестве на171 млрдруб., атакже переговоры опоставках продукции насумму около 36млрдруб.»,— рассказал РБК+ председатель наблюдательного совета конгрессно-выставочного бюро Москвы Андрей Жуковский.

Деловые итоги мероприятия оценил министр промышленности иторговли РФДенис Мантуров. «Важно, что МАКС превращается вделовую площадку, участие вкоторой становится нетолько вопросом престижа, нои эффективным инструментом для установления партнерских отношений. Затри дня были проведены переговоры посистеме MatchMaking сучастием преимущественно малых исредних компаний»,— подчеркнулон.

«Мы уверены, что МАКС-2017 станет отправной точкой вновой истории отечественной авиационной промышленности»,— подытожил генеральный директор компании «Авиасалон» Александр Левин.

Итоги переговоров

Врамках МАКС-2017 были проведены переговоры спредставителями более 50иностранных делегаций, поих результатам подписаны 15контрактов исоглашений осотрудничестве, организаторы провели около 50презентаций для делегаций из20 стран, вцелом свою продукцию представили более 650 российских изарубежных компаний.

«МАКС стал площадкой подписания крупных контрактов вавиапроме, которые готовились несколько месяцев, здесь для этого были самые комфортные условия. Современем МАКС станет одним изведущих маркетинговых каналов для российского бизнеса»,— полагает Андрей Жуковский.

Как иожидалось, подписан твердый контракт напоставку 20лайнеров Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100) авиакомпании «Аэрофлот— Российские авиалинии». Будет поставлено 20воздушных судов, парк «Аэрофлота» увеличится до50 лайнеров SSJ-100. Ихсалон будет иметь двухклассную компоновку: 12мест бизнес-класса и75 мест экономического класса. Втоже время авиакомпания «Азимут» подписала соглашение онамерениях покупки четырех самолетов Sukhoi Superjet-100 сосроками получения в2021–2022 годах.

Новый российский самолет МС-21 непринял участия влетной программе, поскольку еще непрошел летные испытания. Однако настенде павильона F-1, где ирасполагалась экспозиция его разработчика— компании «Иркут», был оборудован макет кабины пилота, илюбой желающий мог посидеть вней, включить авионику, инсценировать. Лизинговая компания «Ильюшин ФинансКо.» (ИФК) нестала терять времени изаключила контракт напоставку 16новейших магистральных самолетов МС-21 для авиакомпании Red Wings. Борты будут предоставляться втечение трехлет, с2019 по2022год, при этом лайнеры передадут влизинг на12лет. Еще одним получателем МС-21 станет авиакомпания «ВИМ-Авиа», скоторой заключено соглашение онамерениях передачи 15машин влизинг сроком на12лет, поставки будут производиться с2021 по2024год. Рамочное соглашение напоставку трех МС-21 сопционом напоставку еще трех самолетов ИФК подписала савиакомпанией АЛРОСА, которая, отметим, сегодня эксплуатирует лайнеры Boeing 737 иТу-154. Первый самолет компания получит неранее 2023 года. Еще три самолета МС-21 поступят враспоряжение авиакомпании «Ангара», эксплуатирующей сейчас машины Ан-148.

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и«Гражданские самолеты Сухого» подписали рамочное соглашение, покоторому лизинговая компания приобретет 50региональных самолетов Ил-114-300. Доконца текущего года стороны собираются подписать предварительный договор.

Активное участие вделовой программе принял ихолдинг «Вертолеты России». Его представители подписали ряд соглашений иконтрактов напоставку винтовой авиатехники. ГТЛК, вчастности, заключила свертолетчиками соглашение опоставке втечение полутора лет 30вертолетов, втом числе 12Ми-8АМТ, шести Ми-8МТВ-1 и12 «Ансат». Еще одно соглашение предусматривает поставку в2018 году компании «Русские вертолетные системы» двух вертолетов «Ансат» савиасалоном под медицинские цели.

Портфель заказов насовременные российские вертолеты пополнится иза счет покупателей изКитая. Согласно подписанным соглашениям, United Helicopters получит пять легких вертолетов «Ансат» вмедицинской комплектации, три Ми-171 втранспортном исполнении идва пожарных Ка-32А11ВС. Заказ будет исполнен в2017–2018 годах. Также вследующем году Россия поставит Китаю еще четыре вертолета Ми-171Е (экспортный вариант военно-транспортного Ми-171Ш).

Возможность закупки вРоссии дополнительной партии вертолетов типа Ми-17 рассматривает Мексика. Большой интерес умексиканских партнеров вызывают вертолеты Ка-226 и«Ансат». Добавим, что до2020 года Минобороны России планирует купить 15многоцелевых вертолетов Ми-38.

Всвою очередь, Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) обещает организовать поставку двигателей для вертолетов. «Вертолеты России» иОДК наМАКСе заключили генеральное соглашение, предполагающее поставку вертолетных двигателей наближайшие пять лет насумму более 75млрдруб. Пословам представителя «Вертолетов России», ОДК врамках соглашения предоставит такие российские двигатели, как ВК-2500, втом числе последнюю модификацию ВК-2500П/ПС, атакже ТВ7–117В. Четыре двигателя ВК-2500 ОДК будут отправлены вКитай, где ихустановят навертолеты Ми-17.

Асы внебе

Влетной программе МАКС-2017 приняли участие 90воздушных судов. Напротяжении шести дней свое мастерство демонстрировали пилоты восьми пилотажных групп. Воздушно-космические силы России представили группы «Русские витязи», «Стрижи» и«Соколы России», атакже «Русь», «Первый полет» иChelavia Team. Кроме того, вполетах приняли участие зарубежные гости— Fursan AlEmarat (ОАЭ) иприбалтийская Baltic Bees Jet Team.

Представительский класс

Западные антироссийские санкции неоказали существенного влияния наМАКС-2017. Навыставке были оборудованы национальные павильоны Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Чехии, Китая, Индии, Канады, Белоруссии, Ирана. Вцелом вавиасалоне было задействовано 200 воздушных судов, изних 80участвовали влетной программе, аеще 116 летательных аппаратов демонстрировали посетителям настатической стоянке.

Мировые авиастроительные компании также неотказались отучастия вроссийском авиакосмическом салоне. Например, как сообщили РБК настенде компании Boeing, вопрос отказа отучастия ввыставке нерассматривался. Всвою очередь, Airbus представил нетолько самолет А350-900, нои новейший вертолет ВК117С2. Многие страны уменьшили размеры стендов, ноне отменили участия, объяснил заместитель гендиректора компании «Авиасалон» Николай Занегин.

Источник